Европротокол 2023
- — В каких случаях оформляется европротокол в 2023 году
- — Роль аварийного комиссара
- — Где взять бланк европротокола
- — Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году
- — Как выглядит европротокол 2023 года
- — Извещение о ДТП по европротоколу
- — Что делать после заполнения европротокола
- — Действия виновника ДПТ по европротоколу в 2023 году
- — Возмещение ущерба по европротоколу в 2023 году
- — Штраф за неоформление протокола
- — Сроки подачи извещения в страховую
- — Какие документы подавать в страховую по европротоколу
- — Если виновник не сдал европротокол
- — Отказ по европротоколу
- — Ремонт по европротоколу
- — Как оспорить европротокол
Европротокол разработан, чтобы автовладельцы могли быстрее оформить должным образом небольшие дорожные происшествия. Документ позволяет зафиксировать аварию, не привлекая сотрудников ГИБДД. Таким образом время, затраченное на процедуру оформления, значительно сокращается. С 2010 года разрешено использование Европротокола для получения страховых выплат, но до сих пор водители не слишком активно используют данный инструмент. Во многом это связано с тем, что не все знают основные правила и нюансы составления протокола. Ошибки, допущенные при заполнении бланка или в сроках подачи, приводят к возникновению проблем в расчетах со страховой компанией.
В каких случаях оформляется европротокол в 2023 году
Оформление европротокола позволяет не только в кратчайшие сроки освободить дорожное полотно для свободного передвижения других машин, но и сэкономить финансы водителей. При вызове сотрудников ГИБДД обязательно будет выявлены нарушения, допущенные водителями перед происшествием, и, соответственно, назначены штрафы.
Оформление европротокола гораздо удобней, чем вызов дорожной полиции, но доступна не при каждом происшествии. Процедура возможна, если произошла незначительная авария, в которой никто не пострадал.
Европротокол действителен в каждом регионе страны без исключения.
Разрешено урегулировать вопрос самостоятельно при помощи европротокола, если:
- в аварии участвовало не более двух автомобилей;
- в результате происшествия нет пострадавших, требующих медицинской помощи;
- отсутствует поврежденное в результате происшествия имущество, кроме двух участвовавших в аварии автомобилей;
- оба водителя имеют действующий полис ОСАГО;
- сумма нанесенного урона не превышает 100 000 рублей;
- достигнуто согласие относительно виновников, обстоятельств происшествия и характера повреждений.
Оформление европротокола при наличии разногласий между водителями относительно обстоятельств происшествия возможно, если один из автомобилей оснащен системой ГЛОНАСС или приложением «европротокол». Данные устройства разработаны для фиксации и передачи данных о произошедшем. Изменить или подкорректировать информацию, записанную устройствами, невозможно.
Когда есть пострадавшие или произошло вторичное повреждение других транспортных средств, необходимо вызвать сотрудников дорожной службы в обязательном порядке.
Роль аварийного комиссара
Если у участников аварии возникают проблемы с правильным составлением европротокола, можно воспользоваться помощью специалиста. Аварийные комиссары могут проконтролировать, соблюдены ли правила при заполнении документа.
Допустимо привлекать к составлению как независимого специалиста, так и представителя страховой компании. В первом варианте потребуется оплатить время, потраченное аварийным комиссаром, из собственного бюджета. Во втором случае услуги по выезду специалиста на место происшествия могут быть включены в стоимость страховки.
Помощь аварийного комиссара не входит в стандартный список услуг по страховому договору. Компании предлагают включить данную опцию, как дополнительную, за определенную плату. Подключается услуга в момент подписания страхового договора. Водителю следует тщательно изучить, какие функции будет выполнять аварийный комиссар. Если список услуг не удовлетворяет требования клиента или их стоимость завышена, не стоит подписывать документ.
Услуги аварийного комиссара не являются обязательным условием для получения страховки. Клиент по собственному желанию вправе отказаться от дополнительных функций или наоборот расширить список предоставляемых страховой услуг (за дополнительную плату).
Аварийный комиссар оказывает содействие клиенту после аварии. В его обязанности входят:
- определение страхового случая;
- составление схем аварии;
- фиксация повреждений;
- оценка ущерба;
- фото и видео фиксация;
- помощь при заполнении европротокола.
В зависимости от политики компании, в которой работает комиссар, список его услуг может быть значительно шире. В дополнительные функции включены:
- оказание первой медицинской помощи;
- психологическая поддержка;
- сбор документов;
- опрос свидетелей;
- вызов эвакуатора;
- передача бумаг в страховую компанию;
- защита интересов клиента в страховой.
Аварийный комиссар не может быть вызван вместо представителя ГИБДД. В особых случаях он может взять на себя часть обязанностей сотрудника полиции и только в незначительных авариях. Определить, кто виновен, если достичь согласия не удалось, аварийный комиссар не имеет права.
Если страховая компания не предоставляет услуг аварийного комиссара, можно позвонить независимым специалистам. Вызов эксперта не является обязательным условием при составлении европротокола.
Где взять бланк европротокола
Бланк выдается водителю при заключении договора сотрудниками страховой компании. Если клиент утратил свой экземпляр, он в любой момент может обратиться в компанию, где оформлял полис, и получить его повторно.
Если полис оформлялся через интернет, бланк протокола скачивают с официального сайта своей страховой.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году
В 2023 году бланк европротокола должен быть двухсторонним. Данные должны быть отпечатаны на одном листе с двух сторон. Протокол заполняется обычной шариковой ручкой. Использовать гелевые пасты или вносить информацию карандашом запрещается, это автоматически делает документ недействительным. В первом случае чернила размазываются, и становится сложно однозначно трактовать информацию. Во втором данные легко стереть и заменить другими.
Бланк состоит из двух колонок, по одной для каждого участника аварии. Нужно заполнить два экземпляра протокола.
Что вписывать в лицевую часть
Колонка | Информация |
Данные о ДТП | Сколько автомобилей пострадало, где и когда произошла авария (место и дата) |
Сведения об автомобилях | Марка, государственный номерной знак, VIN номер |
Информация о владельце | ФИО, адрес регистрации, адрес фактического проживания |
Сведения о водителе, управлявшем машиной на момент происшествия | ФИО, дата рождения, номер водительского удостоверения |
Данные о страховщике | Полное название компании, номер договора, период действия |
Повреждения | Подробное описание повреждений, полученных в результате столкновения |
Схема происшествия | Подробно прорисовать положение автомобилей, место удара, направление движения, расстояние до обочины и ближайших дорожных знаков |
На обратной стороне бланка фиксируют дополнительные факты, связанные с аварией:
- обстоятельства, при которых произошло столкновение;
- сколько машин пострадало в результате;
- сохранил ли автомобиль способность передвигаться своим ходом;
- детали события, которые имеют значение при рассмотрении дела.
Всем участникам аварии обязательно нужно подписать протокол. Если установлен виновник происшествия, необходимо, чтобы в извещение было внесено его согласие (признание своей вины). Каждый участник ДТП оставляет у себя один экземпляр.
Как выглядит европротокол 2023 года
Внешний вид бланка и его содержание установлены приказом МВД №115. Документ печатается в синем цвете. Состоит из двух бланков, один из которых имеет самокопирующуюся сторону (при заполнении одного экземпляра информация отпечатывается на втором). Бланки двухсторонние. На обратной стороне прописаны подробные инструкции по заполнению.
Извещение о ДТП по европротоколу
Бланк европротокола, который был заполнен на месте аварии участниками ДТП, является также и извещением.
Что делать после заполнения европротокола
После того, как протокол заполнен, необходимо провести подробную съемку положения автомобилей и полученных повреждений. Данная информация пригодится на случай споров по возмещению со страховой компанией.
Когда все мероприятия закончены, пострадавший водитель должен отвезти свой экземпляр европротокола в страховую, с которой заключался договор. При передаче документов о происшествии обязательно нужно получить подтверждение даты принятия документа. В качестве подтверждения клиенту выдают копию протокола, на которой уполномоченный сотрудник указывает, какого числа европротокол принят в работу.
В последующие 15 дней с момента столкновения водителю пострадавшей машины стоит воздержаться от ремонта на СТО или самостоятельного устранения неисправностей. Это может стать причиной отказа в страховых выплатах. В этот период страховая компания может потребовать освидетельствования полученных повреждений и оценки стоимости ремонта собственным специалистом.
Действия виновника ДПТ по европротоколу в 2023 году
Прежде всего виновнику следует внимательно отнестись к сумме ущерба, озвученной пострадавшим. Часто водитель поврежденной машины необъективно воспринимает ситуацию и определяет слишком высокую стоимость ее восстановления. Если есть сомнения в размере ущерба, лучше посетить ближайшее СТО и получить консультацию специалистов. Стоимость оценки не высока, но в некоторых случаях позволяет сэкономить большую сумму.
В случаях, когда пострадавший не соглашается на озвученную специалистами сумму, лучше обратиться к сотрудникам дорожной полиции и составить протокол с их участием.
Виновник должен помнить, что страховая может потребовать возмещение ущерба за счет виновника, если сумма компенсации превысит установленную норму.
Возмещение ущерба по европротоколу в 2023 году
Водителю пострадавшего автомобиля может быть предоставлена как денежная компенсация, так и натуральное возмещение. Под натуральным возмещением подразумевается устранение полученных повреждений в мастерской, сотрудничающей со страховой компанией.
Выбирать СТО самостоятельно водитель не может, но при необходимости вправе отказаться от ремонта, если мастерская находится слишком далеко от места его прописки.
Чтобы удовлетворить требования пострадавшего, у страховой есть 30 дней. Если за это время обязательства не были выполнены, можно переходить к подаче досудебной претензии и передаче дела в суд.
Если страховые выплаты были осуществлены позже установленного законодательством срока, начисляется пеня. Она составляет 1% от общей суммы за каждый день просрочки.
Штраф за неоформление протокола
Европротокол так и не приобрел популярность среди автовладельцев. Большая часть водителей предпочитают вызывать полицию и ожидать, пока прибудут сотрудники и оформят ДТП. При этом автомобили находятся на проезжей части и препятствуют нормальному движению другого транспорта, создавая заторы на дороге.
Чтобы стимулировать водителей при незначительных авариях обходиться без участия дорожной полиции, была введена система штрафов за отказ от оформления европротокола. По мнению правительства такая мера приведет к значительному улучшению ситуации на дорогах.
Если обстоятельства аварии позволяют оформить европротокол, а водители, проигнорировав этот факт и создав пробку на дороге, предпочли обратиться к работникам ГИБДД, назначается штраф в размере 1000 рублей.
Сроки подачи извещения в страховую
Подавать извещение в страховую компанию необходимо в течение 5 дней после аварии. Если пострадавший нарушает сроки подачи, вполне возможно, что ему откажут в выплате компенсации. Когда нет возможности передать извещение в указанный срок лично, это может сделать доверенное лицо при наличии соответствующего документа.
Какие документы подавать в страховую по европротоколу
Водителю, спровоцировавшему аварию, достаточно посетить страховую, имея при себе свой экземпляр европротокола, удостоверение личности и полис. Владельцу пострадавшего автомобиля необходимо еще написать заявление о получении компенсации. Документ составляется в свободном стиле. В некоторых компаниях требуют оформление заявления на фирменном бланке.
Также пострадавший может передать на рассмотрение компании собранные им фото и видео материалы, подтверждающие обстоятельства происшествия и полученные автомобилем повреждения.
Если виновник не сдал европротокол
Если водитель, ставший инициатором аварии, проигнорировал необходимость передать европротокол компании, в которой застрахован, к нему могут быть применены санкции со стороны страховщиков. Компенсация пострадавшему будет выплачена в любом случае, но вся сумма, потраченная на страховые выплаты, будет взыскана с виновника аварии.
Отказ по европротоколу
Отказаться выплачивать компенсацию по предъявленному европротоколу страховая может, если нарушены правила его составления или сроки подачи. К законным причинам отказа относятся:
- исправления или ошибки в документе;
- протокол составлен правильно, но у одного из участников происшествия нет полиса страхования;
- передача документов пострадавшим произошла позже установленного срока;
- водитель не позволил осмотреть поврежденный автомобиль;
- авария произошла в результате нарушения пострадавшим правил дорожного движения;
- устранены повреждения, полученные автомобилем, до освидетельствования сотрудниками страховой;
- отсутствуют фото и видео доказательства;
- в происшествии повреждено больше или меньше двух автомобилей;
- есть пострадавшие среди водителей, пассажиров или случайных прохожих.
Ремонт по европротоколу
Ремонтные работы по восстановлению поврежденного автомобиля проводятся на СТО, с которым заключила договор страховая компания. До начала ремонта владелец, если это возможно, может использовать автомобиль по назначению (совершать поездки), но не имеет права самостоятельно устранять какие-либо повреждения.
В установленный срок водителю выдают направление на станцию техобслуживания. Он перегоняет автомобиль по указанному адресу и оставляет для ремонта. Сроки восстановления устанавливаются специалистами сервиса исходя из сложности работ.
После того, как машина отремонтирована, владелец может ее забрать. Непосредственно по окончании ремонта он должен показать автомобиль сотруднику страховой службы, и подписать акт приема.
Как оспорить европротокол
Нередко в стрессовой ситуации один из водителей признает свою вину и соглашается подписать европротокол. Часто данному обстоятельству сопутствует давление со стороны второго участника. Позже, когда улягутся страсти и признавший себя виновным автовладелец посоветуется с юристами, у него появляется желание оспорить подписанный ранее документ.
Теоретически это возможно, но на практике осуществить подобное мероприятие крайне сложно. Европротокол еще не приобрел популярность на территории России, поэтому отработанной практики по урегулированию таких вопросов не существует. Каждый случай рассматривают сугубо индивидуально. Решение в большей степени зависит от участников процесса, нежели от законодательной базы.
При составлении европротокола каждому водителю стоит внимательно отнестись к документу. Никто не вправе принудить любого из участников аварии к подписанию документа. Даже если второй водитель ведет себя неадекватно и оказывает давление, не стоит ставить подпись под протоколом с сомнительным содержанием.
В таких ситуациях лучше отказаться от упрощенной схемы оформления и вызвать на место столкновения работников дорожной полиции. Они сделают обоснованное заключение об обстоятельствах аварии и выявят инициатора происшествия.