Фото: Некачественный ремонт по ОСАГО
Фото: Некачественный ремонт по ОСАГО

Некачественный ремонт по ОСАГО: как определить, что делать

6970
(4 голосов)
Поделиться статьей:

В соответствии с полисом ОСАГО автомобилист при наступлении страхового случая может получить возмещение в виде денежной компенсации либо ремонтных работ, произведенных за счет страховщика. В некоторых случаях страхователи сталкиваются с некачественным ремонтом. Проблема заключается в том, что некачественно выполненные работы не всегда видны сразу. И не каждый автомобилист знает, что нужно делать в таких случаях.

Что значит некачественный ремонт применительно к ОСАГО

Понятие некачественного ремонта определяется законодательством. В соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» и единой методикой расчета он может считаться таковым при нарушении следующих тонкостей:

  1. Не были выверены все зазоры междукомплектующими, в частности, кузовными. Они могут отличаться о от тех, что были до аварии, либо иметь иные размеры.
  2. Ненадлежащеекачество покраски. К примеру, если краска была неравномерна, цвет ее не совпадает с основным цветом, она отколупывается и так далее.
  3. Сроки ремонта составили более 30 дней с момента сдачи автомобиля, подтвержденной документами.
  4. Работа машины отличается от той, что была до ремонтных работ: слышны посторонние звуки, ухудшились технические характеристики и так далее.
  5. Восстановленные детали были отремонтированы плохо: заметны сколы, неровности, непрокрашенные участки.
  6. Для ремонта были использованы бывшие в употреблении комплектующие. Это довольно сложно определить, но экспертиза может это показать.

Использовать б/у запчасти и детали запрещает п. 15.1 ст. 12 ФЗ-40. Закон не запрещает применять неоригинальные комплектующие, но качество их должно быть высоким.

Качество ремонтных работ в целом должно быть таким же, как если бы автомобилист проводил их за свой счет.

Кто определяет качество

Кто определяет качество ремонта авто

Если страхователю, пострадавшему в аварии, был сделан некачественный ремонт, ему важно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Акт приемкитранспорта не должен быть подписан до того, как собственник полностью его осмотрит.
  2. Владелецможет провести независимую экспертизу на оценку качества ремонта.

Независимая экспертиза

Для оценки качества ремонта можно обратиться в любую организацию, специализирующуюся за независимых экспертизах.

Экспертное агентство должно иметь лицензию на проведение соответствующих работ. Важный момент – отсутствие у данной компании любых контактов с вашим страховщиком.

Экспертиза после некачественного ремонта проводится со следующими целями:

  1. Определениескрытых дефектов после ремонтных работ.
  2. Выявление махинаций с комплектующими: замена новых на старые либо применение старых, притом что счет был выставлен за новые.
  3. Определение некачественной починки, в результате которой нарушение было устранено не целиком или с недочетами, что потребовало повторного ремонта.

Существует ряд правил, которых должна придерживаться независимая компания, проводящая экспертизу:

  1. Для ремонта и оценки его проведения должны применяться заводские стандарты производителя.
  2. Необходимо, чтобы учитывались актуальные рыночные цены запчастей, а в идеале – максимальные.
  3. Важно, чтобы на месте проведения оценки присутствовали осуществляющие ее представители автосалона, владелец машины либо его доверенное лицо, а также независимая третья сторона.

Все участники должны заранее быть проинформированы о времени и месте проведения экспертизы. Если кто-то из них не может принять участие, он должен поставить об этом в известность организаторов и предоставить своего поверенного либо изменить дату на ту, которая удобна для всех.

Отказ от участия должен быть оформлен соответствующим актом, подписываемым стороной, которая отказывается, либо свидетелем. Лишь в данном случае будет принято максимально точное решение о том, что ремонт автомобиля был произведен некачественно.

Каковы причины некачественного ремонта

Каковы причины некачественного ремонта ОСАГО

Некачественный ремонт может быть следствием таких причин:

  1. Нехватка финансов для полноценного восстановления машины. Страховщик будет пытаться любыми путями сократить свои расходы, ввиду чего испорченные детали машины могут не заменяться полностью, а только восстанавливаться.
  2. Неквалифицированные мастера ремонтной компании. Их действия могут привести к негативным последствиям при дальнейшей эксплуатации машины.
  3. Невозможность контролировать процесс ремонтных работ. Если владелец машины этого не делает, некоторые работы, определенныерегламентом, могут быть не проведены.
  4. Скрытые дефекты, что не были обнаруженыпри оценке ущерба.

При ремонте отечественных машин ценой ремонта скрытых дефектов допустимо пренебречь, поскольку это незначительные суммы. Другая ситуация с иномарками. Тут любой недочет может стать причиной значительного увеличения суммы проведенного повторно ремонта.

На ком ответственность за некачественный ремонт

Так как возмещение по полису ОСАГО, а, соответственно, и ремонтные работы при наступлении страхового случая находятся под ответственностью страховщика, то именно страховая компания должна отвечать за то, чтобы ремонт был проведен качественно и в полной мере.

Тем не менее, есть определенные моменты, которые надо учесть. Так, дефекты ремонта должны быть обнаружены либо при приемке машины после восстановления, либо в течение гарантийного срока, если таковой предусматривается мастерской, которая проводила ремонт.

Если гарантия не предполагается, то важно, чтобы некачественно сделанный ремонт был обнаружен в «разумные сроки», что, как правило, составляет 2 года с момента окончания работ. Если в течение этого времени недочеты не были обнаружены, то претензии к страховщику приняты не будут.

В некоторых случаях автовладельцы, столкнувшиеся с некачественным проведением ремонта, получают от страховой компании ответ, что та не имеет к этому отношения, поскольку мастерская получила оплату своих услуг, и при недочетах это уже является проблемой СТО и самого клиента. Ввиду этого разбираться они должны между собой.

Данная позиция демонстрирует желание страховщика избежать ответственности. Страхователь должен понимать, что договор он заключал со страховщиком, и все претензии должны направляться в его адрес. Это касается даже тех ситуаций, когда владелец машины сам принимал участие в выборе мастерской для ремонтных работ.

Что делать в случае некачественного ремонта по ОСАГО

Сначала стоит описать общий порядок действий:

  1. Нужно выявить проблему с некачественно проведенным ремонтом по полису ОСАГО.
  2. Определить ответственное лицо.
  3. Составить претензию о качестве ремонта, в итоге которой ответственный должен будет инициировать проведение экспертизы.
  4. Предоставить машину на экспертизу.
  5. В соответствии с ее результатами получить либо повторный ремонт, либо отказ в нем.
  6. При отказе в исправлении проводится независимая экспертиза.
  7. Далее нужно подать досудебное требование.
  8. Если по последнему будет отказ, придется обращаться в суд.

Образцы претензий смотрите внизу страницы.

Как составить претензию

Перед подачей иска в суд страхователь, выявивший некачественный ремонт, должен подать претензию в страховую компанию. Если это не будет сделано, исковое заявление не будет принято судом.

Содержание претензии регулируется Положением о Правилах страхования (глава 15). Подавать ее можно в свободной форме, но определенная информация обязательно должна в ней содержаться. На этапе, когда вы только забрали машину после ремонта, претензия должна отражать требование определить качество проведенных работ посредством осмотра.

В претензии должны содержаться следующие данные:

  • ФИО заявителя (и должность, если документ подается от имени юрлица);
  • адрес регистрации и почтовый адрес;
  • полное название страховщика;
  • суть претензии (проведение оценки плохо проведенных ремонтных работ);
  • банковские реквизиты или волеизъявление о получении выплаты в денежной форме в кассе страховщика;
  • подпись, дата и ФИО заявителя (должность – при составлении юрлицом).

Хотя в ходе результатов осмотра страховщик может направить вас на повторный ремонт, банковские реквизиты должны быть указаны обязательно – так определено законом.

Претензию можно подать страховщику двумя методами:

  • отвезти под расписку самостоятельно;
  • отправить по почте (в виде заказного письма с уведомлением о вручении).

Итогом рассмотрения претензии может стать:

  • направление на повторные ремонтные работы;
  • выплату в денежной форме;
  • отказ в проведении работ, если осмотр не выявил неполадок в проведенном ремонте.

Образцы претензий смотрите внизу страницы.

Какие еще документы необходимы

К претензии прикладываются документы, доказывающие факты, изложенные в ней. К ним относятся:

  • копия паспорта заявителя;
  • копии бумаг, подтверждающий факт того, что автомобиль находится в собственности;
  • копия полиса ОСАГО;
  • документы об аварии (протокол, справка из ГИБДД, извещение и так далее);
  • договор на проведение ремонта;
  • акт передачи транспорта для ремонта;
  • заключение экспертизы об обнаруженных дефектах.

В каком случае страховая может отказать

В каком случае страховая может отказать

Страховая компания далеко не всегда признает мнение автовладельца объективным. В некоторых случаях она отвечает отказом на претензию. Это возможно в таких ситуациях:

  • Доказательств для подтверждения претензий страхователя недостаточно.
  • Страхователь не предоставил подробные данные о вариантах возмещения ущерба (не отмечены реквизиты счета либо требования об исправлении недочетов в СТО).

Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?

Если машина была отремонтирована ненадлежащим образом, но осмотр страховщика дефектов не выявил, и страхователь получил отказ, ему нужно провести независимую экспертизу и пожать другую претензию. Если последует повторный отказ, нужно будет решать вопрос через суд.

Независимая экспертиза нужна для того, чтобы можно было оценить сумму ущерба с учетом проведенных работ в денежном эквиваленте. Другая оценка не будет принята судом. Но также можно пригасить независимого эксперта еще при осмотре после того как была подана первая претензия. Но нужно учесть, что стоимость его услуг в этом случае оплачивает страхователь (в среднем она составляет 5-15 тысяч рублей).

Если повторный ремонт также не удовлетворил страхователя, он должен повторить указанные выше действия в отношении подачи претензии. Если потребовалась независимая экспертиза, следующий шаг – подача досудебной претензии на получение выплаты разницы. В ней прикладывается документ, подтверждающий оплату и бумаги, полученные в ходе результатов экспертизы. Составлять ее рекомендовано вместе с юристом.

Если досудебная претензия не была удовлетворена, нужно пожать исковое заявление в суд. Нужно обращаться в орган по месту регистрации.

На практике страховые компании чаще всего игнорируют досудебные претензии, поэтому в большинстве случаев без суда не обойтись. Исходя из судебной практики, большая часть подобных вопросов решается в пользу автовладельца, при условии что он грамотно обосновал свои требования. Наиболее важный документ, доказывающий то, что страхователь прав, а страховая компания виновата – заключение независимой экспертизы. Требования при этом принимаются максимально простые. Это может быть повторное проведение ремонтных работ либо возврат компенсации в денежной форме.

Ситуации, когда качество проведенных ремонтных работ по полису ОСАГО не являются удовлетворительным. Речь может идти как о мелких дефектах, так и о серьезных нарушениях. Владелец автомобиля не должен оставлять это без внимания. Если ремонт действительно был проведен некачественно, он сможет доказать это в суде.

Видео по теме:

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Еще раз ссылка. Также, обязательно напишите свой комментарий ниже. Что вы думаете по теме данного материала? А быть может у вас есть вопросы? Спрашивайте! 

logo